Что такое Ид, и сколько Идов в Исламе?

ИдС именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:

Определение термина «аль-Ид»

Арабское слово «аль-Ид» взято из корня ‘ада, я‘уду, ‘аудан, что означает «возвращаться».

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “«аль-Ид» – это время сбора людей, которое может повторяться либо каждый год, либо каждую неделю, либо каждый месяц и т.д.”. См. “аль-Икътида” 1/441.

Имам Ибн аль-Асир в «ан-Нихая» передал, что Ибн аль-А’раби сказал: “«аль-Ид» получил свое название по той причине, что он каждый год возвращается, принося с собой веселье”.

Имам Ибн ‘Абидин сказал: “Слово «аль-Ид» получило это название по той причине, что Всевышний Аллах заложил в него множества благ, то есть разновидностей блага, обращенных в пользу Его рабам. Среди этих благ: разговение после воздержания от пищи и закят аль-Фитр (в день Разговения), а также завершение Хаджа основным обходом Каабы и раздача мяса жертвенных животных (в день Жертвоприношения), и прочие блага. А также потому, что этот день обычно сопровождается радостью и весельем”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/165.

Сколько Идов в Исламе?

Анас ибн Малик рассказывал: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину, у ее жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: «Что эти дни означают?» Они ответили: “Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения!» Абу Дауд 1134, ан-Насаи 1556, Ахмад 3/178, ‘Абдур-Раззакъ 15566. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

От ‘Укъбы ибн ‘Амира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День ‘Арафа, день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа – это наши дни Ида, о мусульмане!» Абу Дауд 2419, ат-Тирмизи 773, ан-Насаи 5/252. Имамы Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что день ‘Арафа, а также три дня ат-ташрикъа, являются днями Ида”. См. “Найлюль-аутар” 2/284.

Также и пятничный день является Идом. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, пятничный день является днем Ида! Так не превращайте же день вашего Ида в день, в который вы поститесь, если только вы не поститесь с днем до него или после него». Ахмад 15/157. Шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

От Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о пятнице: «Поистине, этот день Аллах сделал Идом для мусульман. И тот, кто придет на пятничную молитву, пусть искупается, и если у него есть благовоние, пусть умастится ими. И используйте сиуак». Ибн Маджах 1098. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Также ‘Али ибн ‘Аби Талиб говорил: “Кто желает соблюдать добровольный пост каждый месяц, пусть поститься в четверг и не постится в пятницу, так как это день еды, питья и поминания Аллаха”. Ибн Иби Шайба 3/44. Имам аш-Шаукани назвал иснад хорошим.

Шейх Ибн аль-Къайим, перечисляя достоинства пятницы, сказал: “Это день Ида, который повторяется каждую неделю”. См. “Задуль-ма’ад” 1/369.

Таким образом, в Исламе шесть Идов, на что указывают доводы из Сунны.

Является ли Ид праздником и узаконено ли в этот день празднование и веселье?

Что же касается празднования и т.п. дней Ида, то ими являются именно Ид Разговения и Ид Жертвоприношения, поскольку на это указывают многие доводы.

‘Аиша рассказывала, что в один из дней Ида эфиопы играли копьями в мечети, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) позволил ей смотреть на них. А когда ‘Умар принялся останавливать их, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Оставь их!»

В другой версии хадиса сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) добавил: «Пусть иудеи знают, что наша религия облегчена! Поистине, я послан с легкой религией единобожия!» Ахмад 6/116. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. См. “Та’ликъуль-гъариб” 2/43.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Нет сомнения в том, что в дни праздников играть копьями с щитами дозволено, напротив, это даже желательно”. См. “Фатхуль-Бари” 8/422.

Также ‘Аиша рассказывала: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел ко мне в то время, когда у меня находились две девочки, игравшие на бубне. Потом вошел Абу Бакр и резко спросил меня: “Свирель шайтана у пророка?!” Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь это дни праздника». аль-Бухари 949, 987, Муслим 892.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе содержится указание на законность радовать, развлекать семью в дни праздников, разновидностями того, что принесет радость сердцу и посредством чего отдыхает тело от бремени поклонения. И поистине, проявление радости и веселья в дни праздников – из обрядов религии!” См. “Фатх аль-Бари” 2/514.

Также узаконено в дни ат-ташрикъа еда, питье и поминание Аллаха. От Ка’б ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дни ат-Ташрикъа – это дни еды, питья и поминания Аллаха!» Муслим 1141.

Хафиз Ибн Раджаб писал: “В этих словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) указание на то, что еда и питье в дни Ида являются тем, что способствует поминанию Всевышнего Аллаха и подчинению Ему. И в этом выражается благодарность Всевышнему за оказанные милости, и это то, что приближает к подчинению”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 504.

Можно ли поздравлять с днем Ида?

Что же касается поздравления с днями Ида, то нет никакого довода на это в Коране или в Сунне, однако это передается от некоторых сподвижников. Джубайр ибн Нафир рассказывал: “Когда сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречались в день Ида, они говорили друг другу: “Да примет Аллах от нас и от вас”. ат-Табарани 22/52. Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали иснад хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 2/517.

/Такъаббаля-Ллаху минна уа минкум/.

Мухаммад ибн Зияд рассказывал: “Я был вместе с Абу Умамой аль-Бахили и другими сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха), и они, возвращаясь с праздничной молитвы, говорили друг другу: “Да примет Аллах от нас и от тебя”. аль-Байхакъи в “Сунан аль-кубра” 3/320. Имам Ахмад, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.

Однако, опираясь на эти сообщения не правильно проводить аналогию и поздравлять с любым Идом, и в частности с пятничным днем. Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Каково постановление шариата в отношении смс-сообщений, посылаемых мусульманами друг другу по пятницам, обычно завершающимися словами “Джум’а Мубарак”?» Шейх ответил: “Саляфы не поздравляли друг друга с наступлением пятницы. И мы тоже не будем вводить нечто новое, вводить то, чего не совершали они”. См. “Маджалля ад-да’уа аль-Ислямия”.

А шейх ‘Убайд аль-Джабри назвал подобное действие нововведением.

Заключение

Таким образом, Ид – означает в шариате «день сбора». Однако по той причине, что в два Ида – «Жертвоприношения» и «Разговения» узаконено проявление радости и веселья, их можно переводить, как: «День праздника Жертвоприношения» и «День праздника Разговения».

Что же касается пятницы, то в ней не узаконено подобное, поэтому его лучше не переводить, как «праздник пятницы», чтобы не возникало путаницы и неправильного понимания.

Однако пятница – это день еды, питья и поминания Аллаха, как сказал это ‘Али ибн ‘Аби Талиб: “Кто желает соблюдать добровольный пост каждый месяц, пусть поститься в четверг и не постится в пятницу, так как это день еды, питья и поминания Аллаха”. Ибн Иби Шайба 3/44.

А от Мухаммада ибн Сирина сообщается, что он говорил: “Желательно для мужчины, чтобы он каждую пятницу угощал свою семью (жену) сладостями”. См. “Мауизатуль-муминин” 1/110.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Мир вам и милость Всевышнего.
Поддержите наш сайт посильной помощью!

Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Не уменьшится имущество того, кто дает милостыню». (Муслим)

Данный материал публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначен исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта shurarb.ru

  • Гость

    Джазак Аллаху хайран, за полезную информацию.

  • Баймак

    Салям алейкум. Хотел бы спросить насчёт поздравления по подобнее. Вы пришли к выводу о том, что поздравлять с пятницей запрещено либо нежелательно. Но само по себе поздравление не является ли чем-то житейским, не собственно религиозным вопросом. В таком случае нельзя ли говорить об общей дозволенности.

  • гость

    الْحَمْدُ للّهِ‎