Нет лже-суфизму в Башкирии!

Буду писать сжато и максимально кратко, иногда намёками – сказать нужно много, а времени у нас мало. Может, что-то не понравится даже друзьям, а что-то понравится даже врагам, но Истинный Судья – Аллах, и нам должно быть важно только Его довольство. Не удивляйтесь, если покажется, что я вытряхну из шкатулки горсть разноцветных пазлов – они соберутся в общую картину, если вы умеете размышлять. Как сказал Рамзан Ахматович Кадыров, «кто не понял, тот поймёт» – главное, чтобы рядом был кто-то дальновиднее.

Давно наблюдая за тем, как история такого маленького сектора уммы как Башкортостан пишется безобразнейшим образом в худших традициях летописцев-старцев, решил взяться за перо клавиатуру. Как говорится, я вам не скажу за всю Россию, но поговорим о нашей родине «с березовый листок величиной». Печально, но очень многие историки, мыслители, философы и прочие борзописцы – как современные, так и их предшественники – так и не поняли, какой эликсир станет живительной влагой для вот этого самого листочка, а какое зелье превратит его в труху. Чтобы понимать это, нужно уметь анализировать в комплексе, а не мыслить категорией песенок типа «родина начинается с заветной скамьи у ворот». Скамейка у деревенских ворот родной матушки – она, бесспорно, вещь очень важная; сам, бывает, предаюсь размышлениям на ней, но… Надо же хотя бы изредка изучать свое положение (кстати, иногда даже просто географическое) и сверху, поднявшись выше скамейки и ограды. Вот видим мы наш Урал, до которого ни Наполеон, ни Гитлер не дошли. Кстати, одним из тех, кто останавливал последнего пулеметом, потеряв впоследствии ногу от мины, был мой родной дедушка Ахмад Хайбуллин. Останавливал Ахмад врага – прошу заметить – не на Урале, а в самой Белоруссии. Так оно бывает в жизни – только заговорил какой-нибудь усатый Аллоизыч о своей мечте «дойти до Урала», бить его в глаз нужно уже в Бресте. И не в белорусском Бресте, а во французском Brest, который он уже успел подмять. Ну, во французском не догадались, вот и пришлось дедушке защищать уже белорусский Брест. Уходя на фронт с родных простор, он писал: «Выехали из Учалы в Миас. Да погубит Истинно Всевышний проклятого немца»… Прочитав его стих, в котором не раз встречаются молитвы, я был рад – дедушка верил в Аллаха, несмотря на нелегкие времена.

С тех пор прошло немало лет. Многое изменилось, но не всё. Вон, с высоты видно – вся та же бронетехника неугомонных тевтонов, бриттов, галлов, саксов и прочих «цивилизованных» белых рас, лязгая гусеницами, опять подкатила туда, где она в общем-то и стояла 72 года назад. Неугомонные ребята, однако. Не раз получали по панцирям-то, хотя… Они не успокоятся никогда – так задумано. Благо тому, кто понимает глобальное, а потом из этого понимания умеет расшифровывать для себя руководство к правильному действию, даже сидя на скамейке…

Силушка русская всегда мозолила глаза всем упомянутым. О русской идее можно было бы писать отдельно и долго. Но коротко: она – как медуза. Медуза умирает, как только её поймают и шмякнут об асфальт. Её красота, грация и опасность – только в воде. Кто кричит «Россия – для русских», тот – враг и глупый браконьер, который хочет лишить нас воды. И заткнуть его должны в первую очередь те самые русские, для блага которых он якобы старается. Поверьте мне, простому россиянину и башкиру: есть на свете силы, которым совершенно наплевать, какой у нас разрез глаз, цвет волос, язык и обидки. Они знают лишь то, что все мы «Russians» (в языке этих буржуев для «русский» и «российский» даже отдельных слов нет!) и им нужно только одно: чтобы мы взялись за глотки друг друга. Покрепче и надолго. Чем жестче и масштабнее, тем лучше. Организовать это не сложно, поверьте. Опыт наработан. Как снабжались оружием и белые, и красные, и махновцы и пр. – теперь об этом можно читать свободно, ведь пострадавших уже нет. А большинству их правнуков WhatsАpp, поверьте, гораздо интереснее, чем мемуары какого-нибудь Деникина.

Враги будут – хотя не будут, а уже делают это! – распарывать нас по швам именно национальностей и конфессий. Хотя эта вражеская провокация происходит где-то на небольшом «листочке», она нужна кому-то очень далеко. Ещё раз говорю, для этого нужно уметь смотреть свысока и дальше. Плохо, но неумеющие, да и не желающие видеть дальше своего носа, есть даже рядом с нами. Более того, часть из таких людей пыталась воспитывать моё поколение. И тут давайте плавно перейдём к горе-идеологам якобы от народа, но они суть враги народа. (Простите, если этот слог вызывает ассоциацию с известной эпохой, но трудно не вспомнить её, когда вспоминаешь о всяких лже-аксакалах).

В последние годы ислам – хвала Аллаху Всевышнему – постепенно вытесняет из сердец башкир тот вульгарный национализм, который прививался в последние примерно восемьдесят лет. Прививался той самой советской/постсоветской интеллигенцией, которая по-своему решала, кто есть настоящий башкир, а кто – нет. Не забывая в свободное от таких «научных» изысканий время преследовать «ненастоящих». (Можно было отвлечься и долго говорить о всевозможных институтах «официальных» наук, многие из которых просто выродились в откровенные секты. Но пройдём рядом – ну, не мое это дело, что, к примеру, медицина сегодня – это секта в кубе. А как «делается» официальная история мы ещё, дай Бог, продемонстрируем). Но времена изменились. Так сложилось, что на сегодняшний день просто нереально говорить о ценностях башкир, просто умалчивая про ислам. Те, кто прожил много лет, борясь за такие ценности как язык, культура, история и т. д. тоже поняли это. И начали пытаться интегрировать ислам в парадигму своего мировоззрения. (Хотя, у нормальных мусульман должно быть как раз наоборот – принявший ислам должен начать новую жизнь, избавившись от всех своих старых предрассудков). И вот тут для лже-аксакалов весьма удобным инструментом «своего особого» понимания ислама явился тасаввуф (более распространённый термин – суфизм). Почему выбор пал именно на это учение – отдельная сложная тема, но если объяснить вкратце, то суфизм как идея небуквалистического понимания священных писаний всегда манил к себе тех, кто свое отклонение от «генеральной линии» пытался оправдать своим неординарным мышлением. Вот, мол, умный я слишком, оттого-то у меня всё не как у большинства. Горе от ума, понимаешь ли… Тут можно долго говорить о правомерности того или иного отхода от «буквы закона», но ограничусь тем, что предпочтение духа закона её букве должно иметь некий прецедент, заложенный в основу исламского права еще во времена самого пророка (ﷺ) и его праведных халифов. Что касается совершенно нового положения, никогда не имевшего место в исламской истории, то о нём уже сказано самим пророком (ﷺ): «Кто привнесет в наше дело (ислам) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто (Аллахом)». Так что, если в исламе запрещено строить мавзолеи и прочие сооружения на могиле – будь могила эта хоть трижды подтвержденным местом захоронения святого! – значит, это запрещено. Даже для башкир, и даже для Миякинского района.

Как-то так интересно завелось, что в России суфизм принято считать эдаким миролюбивым вариантом ислама. Вот только сегодня сидел и читал возмущения тех самых горе-историков по поводу заявления одного из имамов о том, что Салават Юлаев не был суфием. «Мы считаем заявление (…) о Салавате Юлаеве целенаправленной провокацией и клеветой на нашего национального героя. Требуем публичных извинений от (…), а также опровержения слов о Салавате Юлаеве». Так сокрушаются историки и представители некой общественной организации. Да уж, вот результат многолетнего изучения «официальной истории». И как это работает мысль у таких людей – думать об одном в совершенном отрыве от другого?! Делать одно, а писать прямо противоположное. (Например, бороться за сохранение родного языка, денно и нощно ругаясь исключительно на русском. Называть Салавата Юлаева национальным героем, и вести себя так, что, встреть его наш Салават весной 1772 года, вздёрнул бы на первой березке). Если бы они немного призадумались над своим же заявлением, то сразу извлекли бы из него следующие мысли, лежащие на поверхности.

«Либо Салават был суфием, либо не был. Если он не был суфием, то мы тоже обязаны не быть суфиями, раз считаем его образцом для подражания. Если он был суфием, то получается, что суфии тоже могут быть террористами и экстремистами. Ведь по меркам того времени Салават – самый настоящий экстремист». Последняя мысль, как я понимаю, это какой-то кошмарный сон для авторов статьи, не зря же они с пеной у рта доказывают, что нам нужен суфизм, ибо он-де – спасение от экстремизма. (Читайте статью полностью – кому интересно, дам ссылку). Как эти историки связывают в своей голове страх перед статьей 280 УК РФ и любовь к Салавату – это загадка, которую я, наверное, не отгадаю никогда. Может, стоит мне поступить на истфак, как советуют, не знаю… Вообще, если выразиться откровенно, то кажется мне, что вот эти историки и прочие «исследователи», попади они в век Салавата Юлаева, строчили бы императрице что-нибудь типа: «Последним всеподданнейшим донесением своим от 1-го числа сего июня месяца имел я счастие донести Вашему Императорскому Величеству о Салаватке-ваххабите, у Телецентра замеченном мною…», растекаясь при этом по листу слёзным подхалимством. Фу…

Ответственно заявляем: те, кто судорожно пытаются найти сегодня какие-то экзотические варианты «башкирского суфизма», или «неваххабитского и неэкстремисткого ислама», призывая к репрессиям против несогласных с ними, раскачивают лодку в нашей республике, и всё это выгодно кому угодно, только не нам. (Например, это выгодно потомкам тех самых ребят, которых проклинал мой дед стихами и косил из пулемёта. Но мало кто может связать в мыслях немцев и башкир). Этим людям откровенно наплевать, что деление мусульман по всевозможным срезам «правильные-неправильные», «башкиры-татары», «суфии-ваххабиты», «традиционные-нетрадиционные» не закончится ничем хорошим, тем более если торопить итоги всевозможными интригами, используя различные рычаги, в том числе не очень чистые (шантаж, угрозы, доносы и т. д.). Эти люди не имеют никакого отношения даже к суфизму, за который они ратуют. Да простит меня Аллах, но не может настоящий суфий, занятый зикром и самоочищением, быть банальным стукачом, причем не стесняющимся этого. Не может настоящий суфий не знать азов ислама (единобожие, ширк, омовение). Не может настоящий суфий страдать мизантропией, манией величия, национализмом и т. д. Перечислять можно долго, но одно знаю точно: я могу привести несколько суфиев даже из своих знакомых, которые подпишутся под каждым словом этой статьи. И тут я уже предчувствую реакцию некоторых своих знакомых: «Ага!» – воскликнут они, «так значит ты не против суфизма в Башкирии?». Кстати, часто слышу в последнее время настойчивое требование некоторых знакомых: «Надо признать суфизм как исторический факт на территории Башкирии!». Свят Аллах, не признавать факт – если он действительно факт – может только сумасшедший. Но при условии, что это не вымысел, не иллюзия некоторых «историков», доболтавшихся недавно до того, что от Урал батыра идёт какой-то тарикат! Так что я признаю, признаю (!) факт существования суфизма на нашей родине. Признаю даже то, что он был преобладающей идеей понимания ислама. Ну и что? Будем разбираться дальше, какие именно суфии жили здесь? Думаю, намек понятен – про Салавата мы уже поговорили.

И напоследок хочу открыть одну страшную тайну. Многие лже-суфии уже не первое десятилетие ломают голову над тем, как же справиться с этими «саляфитами». Один мой друг нашел для вас ответ (пока не запатентовал). Он прост как в мультфильме «Шкатулка с секретом». («Сломается вот эта штука – шкатулка не издаст ни звука!»). Вы просто объявите, что стали саляфитами! И тогда молодые люди, глядя на вас, будут просто удирать очертя голову от этого «страшного саляфизма», отряхиваясь и отплёвываясь. И не ругайтесь в своих официальных газетах, что молодые уходят в Шуру. Конечно, уходят – посмотрите на себя! Уходят, потому что они хотят слышать про Коран, ислам и пророка (ﷺ), а не про телепортации ваших шейхов во времени и пространстве, башкирском исламе от Урал-батыра, могилах святых и прочие сказки.

Уже не в первый раз обращаемся к тем, кто так или иначе участвует в той невидимой работе, о которой речь. Давайте активнее решать проблемы, которые мы подспудно озвучили. Нет в природе абсолютно хорошего суфизма или абсолютно плохого салафизма – есть хорошие и не очень хорошие люди. Башкортостан и другие республики России спасут не чудодейственные фетвы, не репрессии, не бесконечные конференции, а спасет консолидация здоровых сил общества и уммы для сохранения мира и стабильности на многие года. В этой связи как минимум нужно понимать, кто из нас работает для людей и мира, а кто – ведая или не ведая того – пытается взять самоубийственный курс на скалы, видя только свои мелкие интересы.

Автор Хайбуллин И. Н. Секретарь, преподаватель, переводчик, публицист при Совете мусульман Башкортостана

Мир вам и милость Всевышнего.
Поддержите наш сайт посильной помощью!

Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Не уменьшится имущество того, кто дает милостыню». (Муслим)

Данный материал публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначен исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта shurarb.ru

  • Уфимец

    ма ша Аллах!
    Баракаллаху фик

  • Азамат

    Ассалаумағалайкум! Как всегда, хазрат, готов подписаться под кажлым словом о лже-суфиях и тех, кто страдает национализмом. Вот только Russia это чужое. И не только мне. Самим русским это чужое. Навязанное как раз таки теми кто пер на Брест и на Brest . Когда они жили при Рюриковичах мы были братьями. А при Романовых их одурачили и направили против нас и тех кто за нами и с нами. Используя тех кто отошел от ислама и тех, кто был против с востока и юга и запада. Понимаю что сегодня нужны точки соприкосновения со всеми, в ком есть сердце, честная душа и совесть, независимо от происхождения, от того христианин он или мусульманин, либо по недоразумению считает себя “светским”, фактически секулярным (светское -только государство, общество – многоконфессиональное). Для себя хазрат вижу так: готов к сотрудничеству со всеми честными, исходя из рациональных целей. Мы можем исходить из разных мировоззрений, но всегда можно различить смысловерие и обрядоверие. С первыми можно договориться, вторые недоговороспособны. То что нас стремятся превратить во вторых, ослабить тем самым, -очевидно. Поэтому платформа для диалога и сотрудничества -здравый смысл, а не мифология, вкупе с эксклюзивно толкующими ее жрецами. А Аллаху ведомо лучше.

  • Aslan Tsoutiev

    Обсуждать тут нечего. Любая идеология, если её не развивать, заходит в тупик и превращается в обычную секту. Почему тут ислам должен быть исключением, непонятно? К тому же жизнь доказывает это на практике. Например, Пакистан. Там всё по-исламу, но страна сидит в проблемах и не развивается. Что мешает?

    • Абу Ахмад ибн Ахмад

      Ислам тут исключение потому, что это не обычная идеология, как другие “любые”. Ислам – это истина от Всевышнего. Вот развивать её – если вы вкладываете в это слово смысл “дополнять”,”менять некоторые положения” точно не нужно. Так как Ислам есть предел совершенства. Меняться могут средства, технологии объяснения ислама, но не сам ислам. Образно: можно использовать микрофон для усиления голоса, но то, что ты говоришь в этот микрофон, не менялось и не поменяется со времен пророка (ﷺ). Разве что даты, персонажи и проч.декорации.
      Насчет “Пакистан сидит в проблемах и не развивается”. То же самое можно сказать про десятки мусульманских стран. Что мешает? То, что они оккупированы (явно или под дипломатической упаковкой). Почему оккупированы, спросите? Если коротко, то потому, что оккупанты понимают как день: если мусульмане их скинут (а рано или поздно это случится – предсказано), то они просто сметут и Европу и США. Надеюсь, ответил.

  • Muslim Uralsky

    Странная статья. Напоминает советскую пропаганду с её штампами о “врагах народа”, “русской силе” и др. Вот для пользы: http://russ-muslim.livejournal.com/65064.html

    • Ишмурат

      Не всё, напоминающее советскую пропаганду – неверно. Хотя и не исключено, что может быть странным.

  • Gabdul Malik(kapitan)

    Da ti prosto murtad! I kunya tvoya ishmurtad. Ti verootstupnik i kogo bi povesil Salavat tak eto tebya (konechno vmeste s sufiyami). Kufr tvoya statya i ne tolko eta. Da pogubit tebya Allah!