Ценность испытаний от Аллаха

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «И самые близкие ко мне в Судный день – это те из вас, кто обладает наилучшим нравом».

«Как исправить свой нрав в лучшую сторону?», – над этим вопросом задумываются многие мусульмане. Кто-то считает, что благой нрав появляется с увеличением знаний; кто-то уходит в отшельничество, опасаясь мирских соблазнов; кто-то начинает постоянно поститься, надеясь смирить себя через это. Аллах знает лучше.

Могу поделиться только своими наблюдениями. Думаю, что уход от людей и мира совсем не выход. Потому что как тогда узнать какой у тебя нрав и как исправить недостатки? Ведь именно в бытовых, житейских ситуациях проявляется наша истинная реакция. Часто человек думает о себе лучше, чем является на самом деле.

Например, как на этой картинке:

разные

Но, проходя испытания людьми и ситуациями видит, что ему еще многое стоит исправить в себе.

Большинству людей легко впасть в иллюзию собственной добродетели, поэтому Всевышний посылает нам испытания, которые приводят человека к осознанию собственной слабости и смирению, что является основой благонравия. В повести Мамина-Сибиряка «Хлеб» довольно метко замечено: «Господь терпел и нам наказал терпеть. Испытания господь посылает любя и любя наказует за нашу гордость. Кто погордится, а ему сейчас усмирение».

Абу Хатим аль-Асамм (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Не следует обольщаться благим местом пребывания, ведь нет места лучше, чем Рай, в котором с Адамом произошло то, что произошло. И не следует обольщаться большим количеством поклонения, ведь Иблис после долгого срока поклонения совершил то, что совершил. И не следует обольщаться большим объемом знаний, ведь с Баламом ибн Баурой случилось то, что случилось. И не следует обольщаться встречей с праведниками и их лицезрением, ведь нет человека более праведного, чем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), но знакомство с ним не принесло пользы его врагам и лицемерам» (Ибн аль-Кайим. Мадаридж ас-саликин).

Упоминание Балама ибн Бауры используется в контексте произошедшей с ним истории смены веры. Он был одним из ученых сынов Исраиля, Всевышний отвечал его просьбам и при трудностях пророк Аллаха Муса просил его обращаться к Аллаху с молитвой. Однажды, Муса отправил его к царю Мадьяна с призывом к Аллаху. Царь наделил Балама землей и снискал его расположение. В итоге, Балам оставил религию Мусы и принял религию царя. В связи с чем Аллах ниспослал: «Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их» (сура «Покаяние», аят 175).

Избежать испытаний невозможно…

Всевышний сказал в суре «Паук»:

«Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов».

Аллах честен со своими созданиями, Он предупредил нас о том, что мы будем «испытаны добром и злом ради искушения, и к Аллаху будем возвращены» (сура «Пророки», аят 35). Даже убежав от людей и мира, человек может быть испытан болезнью или испытан с той стороны, с которой он и не ожидал опасности.

В книге «Как достичь смиренности в молитве» Мумин аль –Хаддада  написано о необходимости осознания своей слабости человеком для его полноценной веры:

«Если человек познает, насколько он слаб, то познает, насколько Аллах силен; если он познает, насколько он немощен, то познает, насколько Аллах могущественен; если он познает, насколько он беден, то познает, насколько Аллах богат. И в целом по мере того, как человек будет познавать собственную слабость, будет познавать совершенство своего Господа. Человеку надлежит знать, что он всего лишь слабый раб, тогда как Аллах – Возвышен и Велик». 

Горе тем, чьи сердца черствы…     

«Горе тем, чьи сердца черствы от поминания Аллаха» написано в суре «Толпы». Бывает, что испытания приводят не к смирению, а, наоборот, к ослушанию. Сердце раба черствеет и становится жестоким, появляется обида на Аллаха. И человек вместо того чтобы просить прощения и помощи, проявляет недовольство и высокомерие.

Всевышний сказал:

«Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они стали смиренными» (сура «Скот») и еще сказал: «Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не становились смиренными? Их сердца ожесточались, а сатана приукрашивал для них то, что они совершали» (сура «Скот»).

В этом тоже есть благо испытания, если мы замечаем в себе это, значит наша вера слаба. И это говорит о нашем плохом положении перед Ним. Значит все, что мы о себе думали, как о хороших мусульманах, было самообольщением.

Но, пока человек жив его положение может измениться. Аллах может образумить человека, пожалеть его слабость и приблизить к Себе. Поэтому не стоит отчаиваться в Милости Всевышнего: «Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет на прямой путь» (сура «Трапеза»).

Автор Азалия Максютова

Мир вам и милость Всевышнего.
Поддержите наш сайт посильной помощью!

Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Не уменьшится имущество того, кто дает милостыню». (Муслим)

Данный материал публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначен исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта shurarb.ru

  • гость

    Да! Каждому своё, кого чем испытывает Аллах. Одних бедностью других богатством. Одних огромным количеством детей других бездетностью. Одних богобоязненной женой, а кого то невежественными.

  • Абусаит

    О, ВСЕМОГУЩИЙ!
    Веди нас только прямым путём и дай нам благой конец со словами шахады на устах!