Можно ли давать или принимать призы в спортивных соревнованиях?

Вопрос: «Многие молодые люди устраивают спортивные состязания в различных видах спорта по договорённости или с привязкой к каким-либо клубам. При этом каждая команда вносит определённую сумму денег, зная что некоторые команды вообще не платят денег, а организаторы игр покупают кубок и призы. Команды же соревнуются за эти призы, победившая получает кубок, а остальные призы достаются занявшим вторые, третьи и так далее места. Каково положение этого?»

Ответ: «Хвала Аллаху, если призы приобретаются тем, кто не участвует в соревновании как, например, когда кто-то из людей вносит определённую сумму (ПРИЗ), которую получит победившая команда, в таком случае это не является запрещённой азартной игрой. А если приз формируют соревнующиеся команды (ПРИЗОВОЙ ФОНД) как, например, когда каждая команда вносит сумму, а команда-победитель забирает приз, тогда это будет являться запрещённой азартной игрой, потому что в Коране сказано: “О те, которые уверовали, поистине хамр, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны” (сура Аль-Маида 90).

Так же, если команд будет три, и две из них вносят сумму, а третья не вносит, а приз забирает победитель, то это так же запрещено. Т.к. есть хадис: «Запрещён САБАК (т.е. приз для победителя), кроме как в соревнованиях по стрельбе, соревнованиях верблюдов или соревнованиях лошадей». Посланник Аллаха, мир ему и благословение, разъяснил, что САБАК возможен только в этих трёх случаях, т.к. они связаны с джихадом на пути Аллаха».

Достопочтенный шейх Мухаммад Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах).
Фатава аль-Ислямийя 434, 4/433

Исочник islamqa.info

 

Вопрос: «Каково шариатское положение просмотра спортивных игр, например, КУБОКА МИРА и т.п?»

Ответ Постоянного Комитета по фетвам:
“Соревнования по футболу за деньги или другие призы – это харам, т.к. это азартная игра (от редакции: где целью является именно сам приз). Потому что нельзя брать САБАК ни в чем, кроме того, что разрешено шариатом, а это соревнования на лошадях, соревнования на верблюдах и соревнования по стрельбе. Поэтому присутствовать и следить за такими соревнованиями запрещено, если известно, что там разыгрывается сумма. Присутствовать на таких соревнованиях это значит соглашаться с ними. Если же в соревновании не разыгрывается сумма и оно не отвлекает от того, что приказал Аллах (как, например, совершение намаза), в них нет харама, как, например, открытие аурата или смешение мужчин и женщин или наличие музыки, то в этом нет проблем. И Аллах Тот, Кто даёт успех. И да благословит Он и да приветствует пророка Мухаммада, род его и сподвижников!”

АбдульАзиз ибн Баз, АбдульАзиз ибн Абдулла Алю Шейх, Салих ибн Фаузан, Бакр ибн Абдулла абу Зейд.
Фетва Постоянного Комитета 15/238

Источник islamqa.info

Примечание редакции: иногда арабское слово “сабак” переводят как соревнование. В данном же случае под “сабак” имеется ввиду приз за победу/участие в соревновании (общее понятие). Также, часто путают и неправильно переводят  “сабак” как ПРИЗОВОЙ ФОНД, вместо ПРИЗ (все зависит от контекста). Призовой фонд формируют соревнующиеся команды, а приз за участие или за определенное место в соревновании назначается организатором и в этом нет проблем.

Мир вам и милость Всевышнего.
Поддержите наш сайт посильной помощью!

Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Не уменьшится имущество того, кто дает милостыню». (Муслим)

Данный материал публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначен исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта shurarb.ru