Шейх уль Ислам ибн Теймия: “…о обвинении мусульман”

ibntaimiahГоворит шейхуль Ислам Абуль Аббас, да помилует его Аллах:

“Когда говоришь о людях, является обязательным, чтобы это опиралось на знание и справедливость, а не на незнание и несправедливость, как это делают нововведенцы.”
{минхаджу сунна, 22/234}

“Последователи пророков, мир им, являются приверженцами знания и справедливости, и их разговор с неверующими и нововведенцами строится на знании и справедливости, не на предположении и не на том, что желает душа (страсти).”
{аль-джавабу ас-сахих лиман баддаля дина аль-масих, 1/22}

أما أهل العلم والإيمان من السلف، فإنهم تمسكوا بالسنة، وكان منهجهم على النقيض من منهج المبتدعة، فهم (يجعلون كلام الله ورسوله هو الأصل الذي يعتمد عليه، وإليه يرد ما تنازع الناس فيه، فما وافقه كان حقًا، وما خالفه كان باطلاً، ومن كان قصده متابعته من المؤمنين، وأخطأ بعد اجتهاده الذي استفرغ به وسعه، غفر الله له خطأه، سواء كان خطؤه في المسائل العلمية الخبرية أو المسائل العملية، فإنه ليس كل ما كان معلومًا متيقنًا لبعض الناس، يجب أن يكون معلومًا متيقنًا لغيره، وليس كل ما قاله رسول الله صلى الله عليه و سلم يعلمه كل الناس ويفهمونه، بل كثير منهم لم يسمع كثيرًا منه، وكثير منهــم قد يشتبـــه عليـــه مـــا أراده، وإن كـــان كلامـــه في نفســـه محكـمًا
مقــرونًا بما يبين مراده

{بيان موافقة صريح المعقول لصريح المنقول، ٢٢٢/١}

“Что касается обладателей знания и веры из числа предшественников, то они придерживаются сунны. И их мангьадж (путь) был на противоположности пути нововведенцев. Они делали речь Всевышнего и Его посланника основой, на которую опирались и к которой возвращалось то, в чем расходились люди. И то, что совпадало с этой основой – было истиной, а что противоречило – было неверным. И тот, кто имел целью следование этой основе, но ошибся в своем иджтигьаде (вынесении решения), в котором он вложил все свои усилия, то Аллагь простил ему его ошибку. И НЕТ РАЗНИЦЫ, была эта ошибка в вопросах теоретических (вероубеждения) или практических (поклонения). Не является обязательным, чтобы то что у одних людей является известным и бессомненным, было таковым и у других людей. И так же, не все люди знают и понимают то, что сказал Посланник Аллагьа, صلى الله عليه وسلم. Напротив, большинство из них не слышало многое из того что он сказал. Так же большинству людей может быть непонятным или запутанным то, что желал выразить своими словами Посланник Аллагьа, хотя в основе его речь ясная, связанная с разъясняющими факторами.”

Передает шейхуль Ислям слова имама аш-Шафии, رحم الله الجميع, после разговора о хавариджах, которые покушались на честь, кровь и имущество мусульман:

“لان يبتلى العبد بكل ذنب، ما خلا الشرك بالله، خير من ان يبتلى بشيء من هذه الاهواء”

“Чтобы раб был испытан всеми грехами, за исключением ширка, лучше чем быть испытанным чем-то из этих страстей”
{مجموع الفتاوى 473-474/11}

Сравним наше отношение к нововведенцам и отношение имамов этой великой Уммы.

Говорит шейхуль Ислям абуль Аббас, да помилует его Аллагь:

“وأئمة السنة والجماعة وأهل العلم والإيمان: فيهم العلم والعدل والرحمة، فيعلمون الحق الذي يكونون به موافقين للسنة، سالمين من البدعة، ويعدلون على من خرج عنها، ولو ظلمهم كما قال تعالى :
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ لِلَّهِ شُهَدَاءَ بِالْقِسْطِ وَلَا يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ عَلَىٰ أَلَّا تَعْدِلُوا اعْدِلُوا هُوَ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَىٰ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ [المائدة: ٨]،
ويرحمون الخلق فيريدون لهم الخير والهدى والعلم، لا يقصدون الشر لهم ابتداء، بل عاقبوهم، وبينوا خطأهم وجهلهم وظلمهم، كان قصدهم بذلك بيان الحق، ورحمة الخلق، والأمر بالمعروف والنهي عن المنكر، وأن يكون الدين كله لله، وأن تكون كلمة الله هي العليا”

{الرد على البكري ٢٥٦-٢٦٠}

“Имамы Сунны и этой общины, обладатели знания и веры: в них знание, справедливость и милость, и они знают истину, посредством которой соответствуют Сунне и сохряняются от нововведения. Они справедливы в отношении тех, кто вышел из нее (Сунны), даже если последние поступают с ними несправедливо. Как сказал Всевышний:

“О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.” (аль-Маида, 8)

Они с милостью относятся ко всем творениям и желают для них блага, верного пути и знания. Нет изначально у них цели навредить им, лишь наказать их и этим разъяснить их ошибку, невежество и несправедливость. Их целью в этом было разъяснение истины, милость к творениям, повеление одобряемого и запрет порицаемого, чтобы вся религия принадлежала Аллаху и чтобы слово Аллаха было высшим.”
p.s. Говорить о нововведенцах и особенно определять их может только тот, в ком собираются: знание, справедливость и милость (искренность).

Враги Ислама борятся и нарушают первостепенные цели шариата и призывают невежд к этому под красивыми речами. А что является из целей шариата?

Говорит шейхуль Ислам, что отвратить такфир (обвинение в неверии) от ученых мусульман, когда они ошиблись, это из самых важных целей шариата. (مجموع الفتاوى 103/35).

Шейхуль Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах, о разделении вопросов на основы (вероубеждение) и не основы (поклонение); и оправдании в нем.

إن المتأول الذي قصده متابعة الرسول لا يكفر ، ولا يفسق إذا اجتهد فأخطأ . وهذا مشهور عند الناس في المسائل العملية . وأما مسائل العقائد فكثير من الناس كفروا المخطئين فيها .
وهذا القول لا يعرف عن أحد من الصحابة والتابعين لهم بإحسان ، ولا عن أحد من أئمة المسلمين ، وإنما هو في الأصل من أقوال أهل البدع ، الذين يبتدعون بدعة ويكفرون من خالفهم ، كالخوارج والمعتزلة والجهمية ، ووقع ذلك في كثير من أتباع الأئمة ، كبعض أصحاب مالك والشافعي وأحمد وغيرهم .
وقد يسلكون في التكفير ذلك ; فمنهم من يكفر أهل البدع مطلقا ، ثم يجعل كل من خرج عما هو عليه من أهل البدع . وهذا بعينه قول الخوارج والمعتزلة الجهمية . وهذا القول أيضا لا يوجد في طائفة من أصحاب الأئمة الأربعة ، ولا غيرهم. وليس فيهم من كفر كل مبتدع ، بل المنقولات الصريحة عنهم تناقض ذلك ، ولكن قد ينقل عن أحدهم أنه كفر من قال بعض الأقوال ، ويكون مقصوده أن هذا القول كفر ليحذر ، ولا يلزم إذا كان القول كفرا أن يكفر كل من قاله مع الجهل والتأويل.

{منهاج السنة ٦٠/٣}

“Поистине, ошибочно толкующий, целью которого следование Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, не становится неверующим или нечестивцем, когда совершил иджтигьад и ошибся. И это известно среди людей в практических вопросах (поклонения). А что касается ошибшихся в вопросах вероубеждения, то многие из людей обвиняют их в неверии. Это мнение не известно от сподвижников и их благородных последователей. И не известно ни от одного из имамов мусульман. ОДНАКО, ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ИЗ СЛОВ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ НОВОВВЕДЕНИЙ, которые вводят нововведение и обвиняют в неверии тех, кто им противоречит, как хавариджи, муътазилиты и джахмиты. Эта ошибка произошла у многих последователей имамов, как у некоторых сподвижников Малика, Шафии, Ахмада и др. И они последовали в такфире этому пути. Из них есть те, кто поголовно обвиняют в неверии всех нововведенцев. Затем, всех кто вышел из того, на чем он сам, он причисляет к нововведенцам. Это именно и есть слова хавариджей, муътазилитов и джахмитов. И не сказал подобное никто из четырех имамов и других. И нет среди них того, кто обвинил в неверии всех нововведенцнв. Напротив, те ясные слова передающиеся от них, противоречат этому. Однако может передаваться от одного из них, то что он обвинил в неверии тех, кто сказал некие слова. И целью его является то, что эти слова есть – неверие, чтобы остерегались от него. И не обязательно, когда слово является куфром, чтобы становился кафиром тот, кто произнес его из-за незнания или ошибочного толкования. ”

Сказал имам абуль Аббас ибн Теймия, да помилует его Аллах:

“من عيوب أهل البدع، تكفير بعضهم بعضا، ومن ممادح أهل العلم انهم يخطئون ولا يكفرون”

{منهاج السنة، ٦٣/٣}

“Из пороков и недостатков приверженцев нововведений – их обвинение в неверии друг друга. А из похвальных качеств обладателей знания – то что они ошибаются и не становятся неверующими (не бывают обвинены в этом).”

Говорит шейхуль Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах:
“Я подтверждаю, что Всевышний Аллах простил этой Умме ее ошибки, и это охватывает ошибки в основах (вероубеждение) и во второстепенных вопросах (поклонение)… ”
{Маджму’уль фатава, 3/229}

“И так же слова, автор которых становится неверующим. Бывает так, что до человека не дошли тексты разъясняющие истину, или он не смог их понять, или появились шубухаты , из-за которых Аллагь оправдает его. Кем бы не был тот из верующих, кто приложил усердие в поиске истины и ошибся, то поистине, Аллах простит ему его ошибку, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, в вопросах теоретических (убеждения) или практических (поклонения). И на этом сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха, и большинство ученых мусульман”
{Маджму’уль фатава, 23/245-246}

Мир вам и милость Всевышнего.
Поддержите наш сайт посильной помощью!

Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Не уменьшится имущество того, кто дает милостыню». (Муслим)

Данный материал публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначен исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта shurarb.ru